Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Cайт как интерактивный инструментарий в музыковедении: актуальность проблемы»

Хорошо известно, что современный массовый потребитель все чаще получает необходимую информацию из сети Internet. В наше время общество испытывает скорее избыток, чем недостаток информации. Но положение академической музыки в информационном пространстве иное.

Помощь в написании статьи

Действительно, при активном развитии информационной сферы сведения об академической музыке часто остаются «за кадром» общественного интереса. Одна из причин этого — информационная пустота. Изучение специфики web-ресурсов могло бы стать важным шагом к созданию обширной музыковедческой сферы в сети Internet.

«Сайт как интерактивный инструментарий в музыковедении» — данная тема в условиях современного музыкознания звучит достаточно необычно. Проблемный характер заявленной темы обусловлен той сферой незнания, которая обнаруживается при попытке осуществить взаимодействие наработанных музыковедческих материалов о творчестве композитора с возможностями web-технологий. Представление обширных разноформатных материалов о творчестве композитора в Интернет-среде нами рассматривается не как простая компиляция этих материалов, а как системное взаимодействие этих материалов сообразно специфическим особенностям web-среды [9]. Проекция специфики web-технологий на особенности изложения музыковедческих материалов требует изучения и исследования этого процесса.

Проблема исследования — взаимодействие музыковеда с новой информационной средой посредством электронно-компьютерного интерактивного инструментария (сайт о творчестве современного композитора, он же композиторский сайт (далее КС)), результаты и перспективы этого взаимодействия.

Являясь частью Интернета, и, соответственно, средством коммуникации, КС рассматривается нами как интерактивный инструментарий музыковеда, открывающий новые технические возможности для существования традиционных музыковедческих форм деятельности. Обратимся к определению понятия: «КС — самостоятельное мультимедийное электронное издание, представляющее совокупность Web-страниц, объединенных общим корневым адресом, тематически освещающих творчество и жизнь композитора» [8, с. 60]. Изучение проблемы КС с позиции музыковедения направлено на совершенствование методов и инструментов познания в рамках общепринятой научной парадигмы. Таким образом, Интернет выступает в качестве электронно-компьютерной среды работы музыковеда, а КС — в качестве интерактивного инструментария. В этом смысле КС является органичным продолжением богатейшей музыковедческой традиции, преемственно продолжая традиционные формы изложения информации в соответствующем времени варианте. Его принципиальная новизна заключается в ряде новых технических особенностей, в числе которых выделяются:

·           возможность объединения разрозненно представленной информации о творчестве композитора;

·           возможность интерактивного взаимодействия с материалами сайта.

Соответственно критериям научного познания, первостепенной задачей исследования является разработка основополагающих методологических аспектов, таких как: актуальность и степень исследованности проблемы, отражение вопроса в научной литературе, постановка задач исследования, методы исследования.

Следуя изложенной логике, содержание статьи нацелено на раскрытие первого аспекта методологической основы изучения проблемы. Вопрос актуальности темы научного исследования неоднократно отмечается в ряде методологических трудов по культуре научной деятельности [1; 4; 6], что убеждает нас в необходимости обратиться к широкому рассмотрению актуальности избранной темы.

Положение академической музыки в информационном пространстве сложное и неоднозначное. Из этого, в частности, следует столь затрудненная связь между современной академической музыкой и слушателем. Например, Л. П. Казанцева пишет: «Ныне остро не хватает не только звучания самой музыки, но и критической, популяризаторской, научной информации о ней. Рецензию на концерт или музыкальный спектакль, интервью с музыкантом и даже краткую информацию, чем и прежде не был избалован любитель музыки, теперь вряд ли встретишь на страницах газет. Стабильными источниками информации о музыке остаются, пожалуй, сборники научных статей, журналы «Музыкальная академия» и «Музыкальная жизнь», газета «Музыкальное обозрение». Трудно, однако, надеяться, что эти и некоторые менее распространённые музыкальные издания в состоянии утолить «голод» на информацию о музыке» [5, с. 64].

Можно было бы обратиться к ряду не менее ярких и метких высказываний относительно проблемы доступа к информации об академической музыке. Например, композитор Г. Дмитриев, будучи председателем правления Московской организации СК РСФСР отмечает: «…получилось так, что накопилось достаточно много белых пятен, спорных моментов в трактовке музыкальных явлений. Одна из причин — попросту в отсутствии документальной основы, потому что архивы композиторов <…> разобщены, ничего здесь не учтено, не систематизировано, не введено в научный обиход» [3, с. 3]. Композитор подчеркивает значимость материалов о композиторском творчестве, «чтобы они обрабатывались, чтобы ученые, историки могли пользоваться накопленным богатством». Актуальность этого высказывания очевидна и по сей день, не взирая на некоторую отдаленность во времени. Сайт о творчестве композитора мог бы стать той «базой знаний», где систематизировано изложены музыковедческие материалы.

Академическая музыка, являясь частью культуры, подвержена процессу информатизации. Профессиональное освещение в сети Интернет — значительный шаг на пути сближения со слушателем, реализующий «процесс коммуникации, включающий композитора-исполнителя-слушателя» [6, с. 5]. В этом смысле web-сайты с музыковедческой тематикой — важный этап создания обширной искусствоведческой информационной сферы в Интернет, с появлением которого «мир становится общим, границы стираются, культура становится <…> глобальным единым пространством общения, коммуникации» [14, с. 97]. Красноречиво подтверждают актуальность избранной темы и другие слова этого же исследователя: «Первый этап — освоение компьютера как инструмента для создания документов, более эффективного, чем печатная машинка, уже пройден. На очереди — освоение мультимедийной компьютерной среды, в которой могут возникнуть свои способы движения по предмету и трансляции информации. При этом очень важно то, что уже сейчас эта среда — сетевая, имеющая такое расширение, как Интернет, который значительно увеличивает объем используемой информации и модифицирует способы ее использования» [15, с. 551]. Созвучно общему фону гуманитарных исследований, «музыка как искусство звуков неминуемо вынуждена реагировать на меняющуюся под воздействием научно-технических достижений звуковую среду, окружающее акустическое пространство, на новые технологические формы консервации художественных произведений, способы их репродуцирования, трансляции, иными словами, на новые условия бытования и социального функционирования, на установление новых отношений между музыкой и слушателем» [13]. Таким образом, мы вплотную приблизились ко времени принципиально новых взаимоотношений в традиционной триаде «композитор-исполнитель-слушатель», обусловленной специфически новыми формами и условиями оперирования художественными произведениями.

Проблема КС лежит в русле информатизации культуры. О необходимости масштабной информатизации культурных ценностей и о важности их доступности мировому сообществу пишет, в частности, А. Ракитов: «Необходима масштабная информатизация культурных сокровищ, делающая их доступными мировому сообществу — в этом видится одно из мощных средств сохранения культуры» [11, с. 14]. В музыковедческом дискурсе данная проблема имеет значение одной из сторон всеобщего процесса информатизации, неизбежно совершающейся в настоящее время.

Внутринаучная, собственно музыковедческая ценность изучения проблемы КС не является самоцелью. КС как явление вносит вклад в более широкое поле — в социум Интернета, широчайший по своему охвату. Оценочный аспект актуальности данной темы может опереться на господствующую в современном обществе ценностную систему. Информатизация, как проявление современной социальной ценности, подтверждена в правовых документах. Например, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации [12] имеет в своем содержании следующее: «Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества». Среди целей, задач и принципов развития информационного общества в Российской Федерации, наряду с «повышением качества жизни граждан, обеспечением конкурентоспособности России» и др. мы видим «развитие культурной и духовной сфер жизни общества <…> на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий». К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели (согласно Стратегии), относится развитие системы культурного и гуманитарного просвещения.

Понимая КС как элемент «системы культурного и гуманитарного просвещения», функционирующий «на основе использования инфор-мационных и телекоммуникационных технологий», мы имеем в форме Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации официальное подтверждение ценности и актуальности проблемы.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список литературы:

Волков Ю. Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 185 с.
Гуляницкая Н. С. Руководство к изучению основ музыковедения. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.
Дмитриев Г. П. Учимся демократии // Муз. жизнь. 1989. № 6. — С. 3.
Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 240 с.
Казанцева Л. П. Искусство в контексте информационной культуры. Проблемы информационной культуры, вып.4
Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — 2-е изд. — М.: «Ось-89», 2003. — 208 с.
Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное познание. М., 2001.
Новикова К. Композиторский сайт как результат совместной деятельности музыковеда и web-программиста // Исследования молодых музыковедов. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2010.
Новикова К. Специфика web-ресурсов: музыковедческий подход // Материалы международной научно-практической конференции «Художественное образование в культурном пространстве Арктики», г. Якутск, 26–27 ноября 2009, с. 299.
Новикова К. Роль музыковеда в создании композиторского сайта // Труды II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа». Санкт-Петербург, 26 марта 2010 г. — СПб.: Кафедра режиссуры мультимедиа СПбГУ, 2010.
Ракитов А. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. — 1994. — № 4. — С. 14–34.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр- 212).
Цукер А. Музыка в эпоху перемен // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: материалы международной научной конференции. Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. http://www.rostcons.ru/library_r/m_and_m01.htm
Ярославцева Е. И. В пространстве современных культурных коммуникаций // Сб. материалов Евразийского информационного и библиотечного конгресса ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ «Русский язык — ключ к диалогу и взаимообогащению культур. Миссия библиотек в развитии чтения и гуманитарных коммуникаций». 28 ноября 2007 г., М.: ФГУ РГБ, 2008., С. 95–100.
Ярославцева Е. И. Гуманитарные аспекты компьютерного языкового пространства // Сб. материалов II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в гуманитарном образовании», (22–23 апреля 2009 г. Пятигорский государственный лингвистический университет). — Пятигорск: ПГЛУ. С. 548–553.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

464

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке