Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Феодальные правила нравственности и традиционная культура как элементы содержания воспитания в китае»

Многие китайские учёные, в том числе известный историк, литератор, автор книги «История образования Древнего Китая» Ся Лйан Чэй, считают, что семейное воспитание в Древнем Китая сформировалось на основе семейных правил, напоминающих домостроевский уклад, и отличалось большой строгостью.

Помощь в написании статьи

Семейное воспитание включало в себе формирование у детей мировоззрения и, прежде всего, нравственных основ жизни, передачу жизненного опыта родителей, а также навыков познания окружающего мира.

В периоды Весна и Осени, Воюющих царств, во времена правления династии Цинь и Хань основная задача семейного воспи­тания состояла в передаче детям феодальных правил нравственности и в поощрении их стремления к учёбе. Можно выделить несколько основных особенностей семейного воспитания этого периода.

1.Изучение «Ли»(«Книга ритуалов») и «Ши»(«Книга стихов»); сочетание умственного и нравственного воспитанияю

Первым семейным воспитателем стал, как известно, Конфуций. Воспитание Конфуцием его сына Кон Ли впервые описано в книге «Лун Юй» («Беседа и обсуждение»), которую написали ученики Конфуция :

«один ученик Конфуция спросил Кон Ли :

— Ты слышал от него что-нибудь особенное?

Кон Ли ответил:

— Нет. Однажды, когда он был один, я быстро пересекал двор, и он спросил:

— Ты уже изучил «Ши»?

Я ответил, что ещё нет, и тогда он продолжил:

— Не изучив «Ши», ты не сможешь вести беседу.

Удалившись, я взялся за изучение «Ши». В другой раз, когда он опять был один в саду, а я проходил мимо, он поинтересовался, изучал ли я ритуалы. Услышав мой отрицательный ответ, он сказал:

— Не зная ритуалов, ты не найдёшь своего места в жизни.

Я сразу же принялся изучать ритуалы. Только это я от него и слышал.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Расставшись с Кон Ли, ученик Конфуция радостно воскликнул:

— Я спрашивал об одном, а узнал о многом: о стихах, о ритуалах и о том, что этот благородный муж не ставит своего сына выше своих учеников”.

«Ли»и «Ши» — главные книги в конфуцианском воспитании. Со своими учениками Конфуций изучал стихи, ритуалы, историю и музыку. Конфуций говорил: «Расцветай вместе с Ши, утверждайся с Ли и завершай самосовершенствование и самовоспитание музыкой».

Конфуций особенно подчеркивал важность знания ритуалов. Воспитывая сына, он часто говорил ему что, не изучив ритуалы , человек не сможет найти своего места в жизни. По его мнению, ритуалы — правила поведения различных людей. Люди из разных общественных сословий соблюдают разные ритуалы согласно их положению. Ритуалы являлись основой отношений между людьми той эпохи и определяли место человека в обществе и его поведение.

Конфуций одинаково высоко оценивал умственное и нравственное воспитание.

2.Воспитание честности

Для китайцев одной из важных целей семейного воспитание было воспитание в детях честности. Конфуций говорил о том, что человек должен быть честным в словах и решительным в поступках. Благородный муж должен стыдиться, когда его слова остаются лишь словами, не выливаясь в дела.

Одним из главных залогов успешного и правильного семейного воспитание являлись честные отношения между родителями и детьми: родители должны всегда сдерживать свои обещания, данные детям, об обмане не может быть и речи. Об этом написано во многих древних книгах. Пример, в «Ли Цзи Цю Ли» («сборник ритуалов», автор не известен ), которая является комментарием к древней книге «Ли», написано следующее: «Родители — пример для своих детей, а потому не должны их обманывать». То есть родители должны своим поведением воспитывать в детях честность. Китайцы думали, что нельзя обманывать детей, потому что детский характер и личность ребёнка очень нестабильны. Ребёнок — как расплавленный металл или каолин — приобретает заданную ему форму. Если родители всегда честны в своих словах и поступках, то честными вырастут и их дети.

О важности воспитания в детях честности говорится и в «Хан Фы Цзу. Вай Чжу Чжго Шан» («Древнекитайские рассказы» автор Хан Фы Цзу, живший в период воюющих царств(475 — 221 гг.)): «Цзэн Цзы с женой и маленьким сыном пришёл на рынок. Увидев мясо, ребенок со слезами начал просить его. Мать пообещала сыну по возвращении домой зарезать поросенка и приготовить мясо. Придя домой с рынка, Цзэн Цзы собрался зарезать поросенка, однако жена принялась его останавливать, говоря, что она пошутила, лишь бы успокоить мальчика. На это он ответил: «Нельзя обманывать маленьких детей: они ставят своих родителей в пример, смотрят на них, как на образец для подражания. Сейчас ты обманываешь сына, а значит, учишь его самого обманывать. Он не будет тебе доверять, а мы не сможем дать ему правильное воспитание». И с этими словами Цзэн Цзы зарезал поросенка и сварил мясо для сына , выполнив общение жены”.

По этому примеру можно судить о том, как китайцы оценивали вред, который наносит детям обман. Подражая родителям, ребёнок также начнёт лгать, и отношения в семье испортятся. Потому родители, чтобы не лишиться авторитета, должны всегда сдерживать свои слова.

3.Воспитание у детей стремления к учёбе.

В период Весны и Осени, Воюющих царств, во времена правления династии Цинь и Хань не только правители, но и простые люди дорожили воспитанием у своих детей стремления к учёбе. Первый император династии Лю Пан в детстве не любил учиться, а грамотные и образованные люди его раздражали. Однако, став императором и прислушавшись к советам своих министров, он понял, насколько важны знания и грамотность. Занимаясь воспитанием сына, принца Лю Пия, он руководствовался уже тем соображением, что без знаний правитель не может быть мудрым.

В письмах к сыну он писал следующее: «Я жил, рос в беспорядочное военное время, когда все считали знания ненужными для жизни. Я и сам думал, что учиться не стоит, однако, став императором, понял всю важность грамотности. Сейчас, вспоминая своё прошлое, я очень желаю о том, что не учился тогда …»

«Когда я был молодым, учёба меня не интересовала, но сейчас я много читаю, занимаюсь собой. Я стал более грамотным, хотя больших успехов в учёбе не добился. Ты же сейчас хуже, чем я был в твои годы! Тебе нужно больше заниматься. Для того, чтобы стать грамотным, надо серьёно учиться»

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В этих письмах Лю Пан критикует самого себя и признаёт свои ошибки в отношении учёбы. Он проанализировал исторические причи­ны пренебрежительного отношения к учёбе у своих современников и пожалел, что не занимался самообразованием, когда был ребенком, а понял всю важность знаний и необходимость грамотности только во время своего правления. Лю Пан воспитывал сына согласно своим принципам и опыту, считая этот способ воспитания более эффективным , нежели сухие правила.

Кон Чжань — потомок Конфуция в 11-м поколении — жил во время правления династии Западной Хань(206 г. до н.э. — 23 г. н.э.). В одном из писем своему сыну он писал следующее: «В последнее время я слышу, что ты добросовестно занимаешься и часто обсуждаешь с друзьями учёбу. Ты правильно делаешь, и я очень рад за тебя. Воля человека играет важную роль в его делах. Только постепенность и постоянство помогут добиться цели. Вода нежна, но точит камень, червь слаб, но губит дерево. Вода не стамеска, червь не долото, но почему нежные и слабые формы губят прочные вещи? Именно благодаря их постоянному воздействию на предмет».

В этом письме Кон Чжань поощряет добросовестное занятие учебой и подсказывает сыну, что добиться успехов можно лишь благодаря последовательности и постоянству. Как говорится, из капель воды образуется море. Он сравнивает стабильность в учёбе с двумя природными процессами, работой воды и червя, подразумевая, что краткого пути в мир знаний не существует. Знания должны накапливаться: учёным за один день стать невозможно.

Необходимо отметить, что в периоды Весны и Осени, Воюющих царств и во времена правления династии Цинь и Хань семейное воспитание было отражено лишь в немногих книгах и письмах. В разных семьях существовало своё понимание и свои способы семейного воспитания. Не было строгой системы в семейном воспитании и не было специальных работ по педагогике. Данный период является лишь начальным этапом становления системы семейного воспитания и закладывания семейных правил.

Список литературы

Свердлов О. Г. Диалоги о воспитании — М.: Педагогика, 1979 г., с 371
Теплюк С. «Отечественная культура в нравственном воспитании»// Дошкольное воспитание, 2004, № 2, с 12—14.
喻岳衡历代名家训— 岳麓出版社 1991 — 443页
中国教育大系- 历代教育制度— 教育出版社 1994 — 347页
中国教育思想通史第四卷— 湖南教育出版社 1994 — 562页

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

464

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке