Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Эволюция мотивов вышивки калужской цветной перевити»

Вышивка — один из самых излюбленных видов народного искусства, распространена во всех уголках нашей страны. Народная вышивка отличается большой яркостью, декоративностью, тонким вкусом и удивительным мастерством. Несмотря на общность всей русской народной вышивки, вышивка каждой отдельной области имеет своеобразные специфические черты. Каждая область, район и даже порой отдельное село создают свою характерную вышивку.

Помощь в написании статьи

Среди вышивок различных русских областей народная калужская вышивка отличается особой декоративностью и выразительностью. Яркая и красочная, она богата изобразительными мотивами, переданными своеобразным приемом вышивания — «цветной перевитью». На насыщенном красном фоне этой строчевой вышивки четко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц, узоры растительного и геометрического характера. Отдельные вкрапления синего, желтого, иногда зеленого цвета, оживляя фигуры и вплетаясь в фон, усиливают общую красочность вышивки

В отличие от северных районов, где с давних времен вышивкой украшались, наряду с женскими костюмами и мелкими бытовыми вещами, крупные декоративные вещи, в южных районах вышивка применялась только для украшения женской одежды и полотенец. Большинство узоров старинной калужской вышивки украшали детали холщовых передников и полотенец (см.рис. 1—3). Особую роль в жизни калужских крестьян играл традиционный костюм, особенно женский, который отличался ярким декором. Праздничные нарядные передники-«занавески» украшали вышивкой и ткачеством, цветными лентами, узорными полосками ситца. Среди ритма полос располагались обычно полосы, вышитые цветной перевитью, сверху и снизу их сопровождали узкие вышитые полоски «подузоры».

http://www.paganism.ru/ornament/kaluga/22.gif

Рисунок 1. Полотенце. XIX в. Калужская губерния

http://www.paganism.ru/ornament/kaluga/7.gif

Рисунок 2. Детали передника. Сер. XIX в. Калужская губерния

http://www.paganism.ru/ornament/kaluga/11.gif

Рисунок 3. Передник. Кон. XIX — нач. XX в. Калужская губерния

Калужская цветная перевить отличается особым разнообразием мотивов. Орнаментальный комплекс строчевой вышивки включает в себя геометрические, зооморфные, орнитоморфные, растительные, антропоморфные мотивы. Вышивка Калужской области характеризуется преобладанием геометрического орнамента, хотя и здесь широко распространены растительные орнаменты, а иногда встречаются сюжетные композиции.

Геометрическая орнаментика — определяющая в калужской вышивке. В ней можно выделить солярные знаки (крест, свастика, ромб), символы плодородия — ромбы с многочисленными вариациями (рис. 7).

В орнитоморфных мотивах (рис. 4) характерны птицы с пышными хвостами — «павами», назывались петухами. Петух предвестник зари и света — связывался с представлениями о солнце. Основные мотивы животных — кони, барсы. Благожелательное значение приобретает изображение барсов-медведей.

http://www.paganism.ru/ornament/kaluga/26.gif

Рисунок 3. Геометрические мотивы

http://www.paganism.ru/ornament/kaluga/20.gif

Рисунок 4. Орнитоморфные мотивы

Изображение женской фигуры имеет в калужской вышивке свою характерную особенность (рис. 5). Руки женщины согнуты к бокам. Фигура женщины свободно располагается возле других мотивов или повторяется, образуя ряд. Однако встречается немало узоров, построенных по старой традиционной схеме, веками бытовавшей в русской, главным образом, в северной вышивке, где женские фигуры часто были центром всего сюжета. К ним были обращены стоящие по бокам фигуры всадников и птиц (рис. 6).

Растительная орнаментика (рис. 7) занимает большое место в народной вышивке, они более позднего происхождения. Их модернизация отразилась в названиях: узор с деревьями, восходящий к «древу жизни», носит название «сады» [2].

Рисунок 6. Антропоморфные мотивы

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Рисунок 7. Растительные мотивы

Современная народная вышивка развивается на основе творческого использования наследия старой народной вышивки. Новаторство в народном декоративно-прикладном искусстве заключается, прежде всего, в создании, на основе использования лучших традиций народного искусства прошлого, новых высокохудожественных произведений, отражающих величие эпохи. Большой вклад в развитие современной строчевой вышивки внесло творчество М.Н. Гумилевской. Она начинала свою деятельность с копирования на полотно и зарисовке крестьянских вышивок, которые потом использовала в своих творческих работах. Глубокое знание традиционной культуры отличает каждую работу М.Н. Гумилевской. Вместе с тем, ей удавалось создавать вещи, современные по форме и образности. Большое количество вышитых изделий, созданных художницей на основе традиционной калужской вышивки, решены в новых ритмах и пропорциях, в новом колорите, в старинный орнамент вводятся новые мотивы. М.Н. Гумилевская образно отражает в своих произведениях богатую природу Тарусы: усыпанные белым цветом весенние сады, ромашки и клевер, цветущие на заливных приокских лугах. Ее наследие насчитывает многие сотни работ: выставочные произведения, вышитые бытовые изделия, выполненные ее руками или тарусскими вышивальщицами по ее рисункам, зарисовки сделанные в деревнях и в музеях, методические таблицы, проекты.

В 1930-е годы в вышивке появились новые мотивы, отражающие государственную символику, темы новой жизни. Будучи вовлеченной в систему госзаказов, М.Н. Гумилевская создала ряд изделий, где ее задачей было сделать нетрадиционные мотивы органичными для вышивки. Многое в этих поисках вполне удалось, так как не были нарушены сами художественные принципы народной орнаментики.

Послевоенная радость победы отразилась в творчестве Гумилевской появлением праздничных панно монументального характера, парадных скатертей и полотенец. В 1950-е годы ей удалось сохранить меру вкуса и создать ряд наполненных жизнью красочных произведений.

Также за свою творческую деятельность создала немало полотенец, развивая традиции праздничных народных рушников. Главная их черта, какие бы надписи ни были включены в орнамент, это приверженность вечным ценностям, отражение в орнаменте идеи гармонии мироздания, пожелания добра и процветания.

Композиционные решения скатертей, разрабатываемых художницей разнообразны. Гумилевская разработала небольшие скатерти и салфетки с минимальным количеством вышивки, но очень радостных по цветовому звучанию [1].

34

Рисунок 8. Композиция изделий, разрабонанных М.Н. Гумилевской

В творчестве Гумилевской отразился духовный и художественный опыт прошлых веков. Но ее вышивки не выглядят архаичными, они принадлежат своему времени, всадники представляют персонажами сцены сватовства, когда солярные знаки становятся цветами. Это результат эволюции жизни и искусства. Ценен факт вклада художницы в дело сохранения и развития народной художественной традиции, ее адаптации в новой культурной и предметной среде XX в.

Список литературы:

1.Гумилевская С.Я., Федотова Л.В. Вышивка. Художник М.Н. Гумилевская. М.: Культура и традиции. — 152 с.

2.Личенко С.И. Народное искусство Калужского края XIX—XX веков. Калуга: «Фридгельм», 2001. — 120 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

503

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке