Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему ««История о православном ежике» и казус Pussy Riot в макроисторическом дискурсе»

14 статья Конституции РФ гласит, что Российская Федерация является светским государством, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. А также, что «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» [2]. Однако население нашего государства по некоторым причинам убеждено в обратном: по данным социального опроса ВЦИОМ, «46 % россиян считают, что в стране сегодня есть государственная религия, и 44 % полагают, что это — православие».

Помощь в написании статьи

Еще один показательный факт, что «для большинства россиян важен вопрос вероисповедания главы государства (64 %). Причем 50 % считают недопустимым, чтобы президентом России был человек, исповедующий какую-либо отличную от православия религию» [4]. Архетипическое массовое сознание наших сограждан в этом плане весьма показательно. Именно эта особенность обуславливает возможность российского общества сопрягать религию и политику, сакральное и светское, личность президента и личность патриарха.

Анализ данной тенденции ведет нас вглубь веков к моменту принятия православия на Руси, когда непосредственно было положено начало синтезу государственной власти и религиозного института. С тех пор на протяжении столетий князья/цари/императоры/президенты (за исключением советского периода) идут рука об руку с духовными лицами. И выражается это, в первую очередь, в попытке достигнуть консенсуса в делах внутренней политики (как периодически и внешней). Это делается с помощью «официальной церкви», которая преподносит позицию правительства в вопросах государственного масштаба до сознания россиян.

«В России существует государственная монополия на веру. Она кажется современнику такой же естественной, как монополия «Газпрома» на добычу и продажу газа. Государство передает «лицензию» на «правильную веру» отобранным им религиозным корпорациям, в первую очередь — РПЦ. Свободной веры для «частного потребления» в России практически не осталось. Миссия русского православия заключается в «идеологическом основании российской государственности», поэтому отношение к нему в России — вопрос не столько религиозный, сколько политический» [1].

Этот макроисторический дискурс концентрируется в виде ряда микроисторий, в частности — так называемом панк-молебне «Богородица, Путина прогони!» группы Pussy Riot и постановке «Истории о православном ежике» Томского театра юного зрителя.

Стоит начать с наиболее свежего инцидента. В начале февраля 2015 года в Новосибирске артистами томского ТЮЗа был представлен спектакль «История о православном ежике» — одну из театральных вариаций на тему одноименного рассказа Майи Кучерской. «Можно сказать, что это история о неправильном понимании православия», — пояснил агентству новостей ТВ2 заместитель директора по развитию ТЮЗа Павел Никитин. Зрителям показали три театральные вариации по мотивам современных прозаических произведений. К постановке режиссеры выбрали рассказы Виктора Пелевина, Дмитрия Глуховского и Майи Кучерской. Что касается последней, то в этой истории ежик уговорил свою соседку белочку креститься в речке, заранее зная, что она не умеет плавать, и когда белочка утонула во время крещения, ежик заявил, что это чудесно, потому что белочка умерла православной. И весь лес закричал: «Слава Богу!»

Реакция со стороны «официального православия» последовала незамедлительно. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон посчитал, что постановка о православном ежике нарушает права верующих. Как передает его слова портал «НГС. Новости», митрополит направил письмо губернатору Новосибирской области, в котором указал, что такие постановки, как «История о православном ежике» и постановки оперы Вагнера «Тангейзер», нарушают права верующих.

«Когда спрашивают, как церковь относится к таким явлениям, я говорю: никак не относится. Культура развивается со всем обществом, новые тенденции остановить невозможно. Но у нас есть закон, который говорит о правах верующих людей. Мы не хотим допустить того, что произошло во Франции. По поводу этих новых постановок я написал письма губернатору и в Законодательное собрание. Но ответов не получил, хотя прошло уже около месяца. Я там говорю только о соблюдении закона. По поводу «Тангейзера» я написал в прокуратуру, что там нарушаются права верующих людей — символика церковная используется не по назначению», — заявил митрополит [3].

Вопрос об «оскорблении прав верующих» также остро встал после панк-молебна «Богородица, Путина прогони!», который имел место 21 февраля 2012 года в храме Христа Спасителя. Участницами этого действия стали девушки из феминистской группы Pussy Riot. Как известно, после выступления на амвоне они были заключены под стражу и впоследствии осуждены на 2 года колонии строгого режима по статье «Хулиганство по мотивам религиозной ненависти». В ходе обвинительного процесса неоднократно отмечалось, что Pussy Riot своим поступком оскорбили религиозные чувства верующих граждан.

Во время судебного разбирательства «эксперты указали, что действия девушек в храме оскорбили религиозные чувства лиц, относящихся к православному вероисповеданию. Свидетели оценили их как неуместные в храме, кощунственные, оскорбительные», — зачитала документ судья [7].

Подобные формы искусства были призваны донести до зрителя определенные идеи. Если Pussy Riot апеллировали к проблеме слияния власти и церкви, то история о ежике стала попыткой обратить внимание на неверную трактовку православных догматов в российской среде и излишнюю консервативность русского православия как такового. Однако официальная Церковь пользуется этими инцидентами исключительно в своих интересах, которые восходят к архаическим образам коллективного бессознательного российского населения — принципу, лаконично выраженному в XIX веке графом Уваровым в виде национальной идеи «Православие. Самодержавие. Народность» [5].

Возвратимся к «Истории о православном ежике». Стоит отметить, что этот казус не стал прецедентом в своем роде. В январе 2014 года в Московском художественном театре им.Чехова проходила постановка произведения «Идеальный муж». Этот спектакль возмутил верующих людей, так как они, в частности, усмотрели там осквернение символа распятия. Два православных активиста сорвали этот спектакль, выбежав на сцену во время представления. Жалобы православных в настоящее время переданы в Следственный комитет РФ. А от лица РПЦ председатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин призвал власти защитить верующих от проявлений кощунства в искусстве.

«Для меня равно важны человеческая жизнь и святыни. Я уверен, что за святыни нужно умирать. Не должно быть такого в нашем обществе, чтобы эти святыни попирались». По его словам, если в ходе спектакля оскверняются распятие и священные предметы, хулится имя Христа, «это не только нарушение закона, который, слава Богу, действует в нашей стране, это нарушение высшей правды». «Если в нашей стране ставятся такие спектакли и власти их не останавливают силой закона, это позор для нашей страны, позор, с которым страна дальше жить не может», — убежден Чаплин [6].

Вновь демонстрируется склонность русского православия смешивать мирское с религиозным, и проявляется это вполне нескрываемо и осознанно. Представители РПЦ пытаются защитить «религиозные чувства» своих подопечных, опираясь при этом на светские органы правопорядка.

Очевидна тенденция расширения сакрального пространства и внедрение понятия «сакральный» в бытовую сферу. Практически во все общественные элементы проникает эта сущность, у людей появляется все больше священных символов, чувства верующих только обостряются, в связи с чем, к сожалению, перекрываются каналы к потенциальному диалогу между Церковью и обществом. Люди действительно готовы «кидаться грудью на амбразуру» ради идей, традиций, сакральных смыслов, которые используются не по назначению. Однако символы, так или иначе сопряженные с религиозной тематикой, очень часто «вырываются» из контекста в рамках произведений искусства и принимают при этом совершенно иной смысл. И в связи с этим совершенно неудивительно, что сегодня так легко обидеть чьи-либо религиозные чувства.

Благодаря инцидентам, которые стали предметом исследования в данной работе, православие можно оценивать как глобальную идеологическую систему. В любой идеологии наблюдается проблема «другого» через призму дуализма «свой-чужой». И Pussy Riot, и участники спектакля «История о православном ежике», в данном случае вполне вписываются в эту дихотомическую концепцию: вторгаясь в пространство сакральных элементов, они автоматически выходят за пределы традиционной идеологии и становятся маркером «пугающего чужого». И именно они в интерпретации консервативных православных являются воплощением «позора страны», из-за которых возникают многочисленные проблемы. И государство, и религиозный институт, таким образом, складывают с себя всю ответственность за минусы в своей деятельности, показывая в сторону преступников-«оскорбителей религиозных чувств».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список литературы:

Владимир Пастухов. Пусистерия [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://polit.ru/article/2012/07/05/core/ (дата обращения 04.03.2015).

Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (дата обращения 04.03.2015).

Новосибирский митрополит посчитал, что постановка о православном ежике нарушает права верующих [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tv2.tomsk.ru/news/novosibirskiy-mitropolit-poschital-chto-tomskaya-postanovka-o-pravoslavnom-ezhike-narushaet (дата обращения 04.03.2015).

Православие в России: прошлое и настоящее [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114598 (дата обращения 04.03.2015).

Вадим Серов. Православие, самодержавие, народность [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bibliotekar.ru/encSlov/15/185.htm (дата обращения 04.03.2015).

$16. Протоиерей Всеволод Чаплин: государству следует запрещать постановки, оскорбительные для чувств верующих [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.newsru.com/religy/28jan2014/chaplin_solzhenitsyna.html (дата обращения 04.03.2015).

Pussy Riot оскорбили чувства верующих — экспертиза [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ria.ru/inquest/20120802/715248898.html#ixzz3TEJeZFLU (дата обращения 04.03.2015).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

323

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке