Научная статья на тему «Новые подходы к определению термина «кавказская война» в отечественной историографии»

Понятие «Кавказская война» прочно утвердилось в отечественном кавказоведении, однако, следует отметить, что точной и четкой его трактовки в настоящее время нет. Собственно, его широко использовали уже представители отечественной дореволюционной историографии (В.А. Потто, Н.Ф. Дубровин, Д.И. Романовский, Р.А. Фадеев и др.), но, несмотря на достаточно ясное изложение ее исходных причин и предпосылок, объясненных с позиций «евроценризма», однако, не были определены ни хронологические рамки тех боевых действий, которые включались исследователями в эту войну, ни ее общей событийной канвы.

Помощь в написании статьи

В советской историографии указанный термин получил более определенную трактовку и занял достаточно четкую «нишу» в анализе исторического развития Российской империи. Историки этого периода все исторические явления в силу политически-идеологических причин объясняли с упрощенной «марксистской» позиции, где все сводилось лишь к социально-экономическим факторам и борьбе общественных классов. Одновременно, из-за пропагандируемых лозунгов «дружбы народов» и «классовой солидарности бедняков и трудящихся всех наций», русский народ в целом никак не мог быть объявлен «завоевателем и колонизатором Кавказа». Агрессорские устремления приписывались неким условным явлениям, обозначаемым как «царизм» и «империализм». Горцы же в этом случае характеризовались как борцы одновременно с «колониальными» устремлениями царского правительства и «гнетом» местных феодалов. Таким образом, возникла концепция сопротивления горцев. К началу 1940-х гг. окончательно сложилась советская трактовка Кавказской войны: на этапе перехода к феодальному обществу, а также в его «недрах» обострились классовые противоречия, усугубленные российской колониальной экспансией, что породило масштабное антифеодальное и антиколониальное движение под религиозными лозунгами [2, с. 231]. Подобная концепция во многом определялась и позицией непререкаемых в советской исторической науке авторитетов – К. Маркса и Ф. Энгельса, которые «… в событиях на Кавказе… усматривали частный случай проявления международного революционного подъема против царской России, героический пример национально-освободительного движения, достойный всеобщего подражания» [2, с. 227] Некоторые историки смогли отойти в своих исследованиях от указанных стереотипов. Первую попытку этого предпринял Н.И. Покровский в 30-х гг. XX в. в своем труде «Кавказские войны и имамат Шамиля», где смог отойти от многих ставших традиционными к тому времени штампов и даже поставил некоторые из них под сомнение. К сожалению, опубликована она была лишь благодаря усилиям его сына через 60 лет после завершения [5]. В Советском Союзе первым отойти от традиционных взглядов смог М.М. Блиев, который в 1983 г. опубликовал в журнале «История СССР» статью «Кавказская война: социальные истоки, сущность». Так как в те времена действие идеологических догм было еще незыблемо, то автору пришлось излагать свои взгляды очень осторожно. Он рискнул высказать предположение, что для горцев боевые действия вовсе не носили характер антифеодальной и антиколониальной борьбы – для горцев окрестные племена и народы всегда были объектом военной экспансии, осуществлявшейся с целью захвата пленных и вымогательства дани [1, с. 54]. При этом «… уже в XVIII веке политика России, постепенно лишавшая горцев традиционных объектов экспансии, приходила в столкновение с интересами организаторов и участников набегов» [1, с. 57, 59]

Однако, и сегодня концепция «сопротивления горцев» широко распространена в отечественной историографии. Когда постсоветская Россия признала себя преемницей Российской империи, то завоевателем Кавказа стала считаться вся она в целом. К сожалению, сейчас некоторые отечественные историки, прежде всего, происходящие из кавказских народов, предпочитают трактовать некоторые аспекты Кавказской войны в слишком благоприятном для горцев свете, представляя их лишь невинными жертвами российской агрессии [9]. Одной из наиболее интересных работ в подобном ракурсе видения проблем Кавказской войны является книга Я.А. Гордина «Кавказ. Земля и кровь». Следует отметить, что, в отличие от многих других авторов с аналогичной точкой зрения, этот историк активно использовал документы и архивные сведения, благодаря чему он смог воссоздать вполне убедительную картину реализации на Кавказе определенного комплекса «имперский» идей и стремлений России, отмечая также, как менялся этот комплекс под воздействием различных политических и экономических факторов. При этом, из текста книги явно заметно отрицательное отношение автора к описываемым событиям. В одной же из своих статей, опубликованных в журнале «Звезда» Гордин выразил согласие с точкой зрения, что переселение значительной части черкесского народа в Турцию после завершения Кавказской войны является целенаправленным геноцидом черкесов (адыгов), устроенным Российской империей. Подобная трактовка истории дестабилизирует и без того напряженную обстановку на Северном Кавказе.

Однако, имеются и перспективные направления изучения проблемы Кавказской войны, которые лишены одностороннего взгляда на этот вопрос. Ряд исследователей, прежде всего из историко-регионоведческой школы профессора В.Б. Виноградова, следующих разработанной им концепции «российскости», рассматривает данное явление как весьма сложный, многогранный и противоречивый процесс, где боевые действия являлись лишь одной из его сторон, сочетаясь с торговлей и добровольным переходом горцев под покровительство России. Некоторые из них, например, О.В. Ктиторова [4, с. 102], Ю.В. Приймак [6, с. 105-106], К.В. Скиба [7, с. 107] и А.А. Цыбульникова [8, с. 108-109] даже считают необходимым отказаться от использования данного термина вследствие того, что он, по их мнению, разрушает сложившееся единство кавказских народов и России, не имея при этом четкого теоретического определения и обоснования. Правда, альтернативных вариантов предложено не было.

Одной из перспективных концепций, характеризующих взаимодействие Кавказа и Российской империи в первой половине XIX в., является теория «контактных зон». Одним из ее главных понятий является «фронтир» («frontier») – граница особого рода, разделяющая представителей разных культур. Вдоль нее неизбежно происходит «культурный билингвизм» — взаимопроникновение характерных черт этих культур. Впервые этот термин в широком значении применил американский историк Ф. Тернер (Frederick Jackson Turner) в 1890-х гг., опубликовав статью «Значение фронтира для американской истории», где говорил о положительной роли фронтира, противопоставляя ее истории конфликтов. После Тернера этот термин применяли еще несколько западных специалистов, в том числе, и по отношению к европейской истории.

В отечественной науке аналогом понятия «фронтир» является определение «контактная зона», впервые введенное В.Д. Королюком в 1972 г. [3, с. 31-46] Достаточно активное использование концепции «контактных зон» и «фронтира» началось с 90-х гг. XX в., причем собственно к Кавказу ее применил американский историк Томас Барретт в своем труде о терских казаках [11, с. 1-38].

В отечественной историографии теорию «контактных зон» применительно к Кавказу разрабатывал ряд исследователей, включая Д.И. Олейникова, С.Г. Агаджанова, Д.Я. Резуна, В.В. Трепавлова. Их взгляды и разработки были обобщены в статье Т.П Хлыновой, которая в итоге пришла к выводу, что «процесс интегрирования в общеимперский организм содержит немало примеров бережного отношения так нелюбимого ныне «царского самодержавия» к культурному наследию своих подданных» [10, с. 68]

Таким образом, в отечественной современной исторической науке нет единого подхода к определению термина «Кавказская война». Позиция исследователя зависит, прежде всего, от его идеологических взглядов и политических пристрастий. Однако, в последние годы наметились интересные и перспективные направления изучения этого исторического явления и связанных с ним вопросов и проблем.

Список литературы:

Блиев М.М. Кавказская война: социальные истоки, сущность // История СССР. 1983. № 2.
Дегоев В.В. Проблема Кавказской войны XIX в.: историографические итоги // Сборник Русского Исторического общества. 2 (150). М., 2000.
Королюк В.Д. О так называемой контактной зоне в Юго-Восточной и Центральной Европы периода раннего средневековья // Юго-Восточная Европа в средние века. Кишинев, 1972.
Ктиторова О.В. К дискуссии о научной состоятельности понятия «Кавказская война» // Вопросы южнорусской истории. Выпуск 11. Москва-Армавир, 2006.
Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2000.
Приймак Ю.В. «Кавказская война» — устоявшаяся эфемерность // Вопросы южнорусской истории. Выпуск 11. Москва-Армавир, 2006.
Скиба К В. Об уходе понятия «Кавказская война» // Вопросы южнорусской истории. Выпуск 11. Москва-Армавир, 2006.
Цыбульникова А.А. От «войны» до «интеграции»? //Вопросы южнорусской истории. Выпуск 11. Москва-Армавир, 2006.
Черкесия в XIX веке. Сб. статей. Майкоп, 1991; Кавказская война. Спорные вопросы и новые подходы. Тезисы докладов международной научной конференции. Махачкала, 1998; Панеш А.Д. Мюридизм и народно-освободительное движение адыгов Северо-Западного Кавказа (1829-1864). Дис. на соиск. Ученой степени канд. ист. наук. М., 1994.
Хлынова Т.П. Роль подвижной границы во взаимоотношениях народов России и Северного Кавказаво второй половине XIX в. // Историческое регионоведение Северного Кавказа – вузу и школе (9-я всероссийская конференция). Ч. 1. Армавир, 2005.
Thomas M. Barrett. At the Edge of Empire. The Terek Cossacks and the North Caucasus Frontier. 1700-1860. Westview Press, 1999.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

414

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке