Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Преподавание философии как философская проблема»

Проблема преподавания философии — одна из наиболее болезненных и животрепещущих в наше время, она имеет свои особенности по сравнению с проблемами преподавания других гуманитарных наук.

Помощь в написании статьи

Лучше всего это проиллюстрирует конкретный случай из преподавательской жизни: как-то после окончания семестрового курса занятий по философии, студенты поведали, что, заканчивая первый курс, они решили узнать, какие новые предметы их ждут на втором курсе: помимо экономики, информатики, КСЕ (концепции современного естествознания), помимо специальных филологических дисциплин им предстояло изучать и философию. Для них самих стало удивительным то, что ни один из неспециальных предметов не вызвал в них столько неприязни и отторжения, сколько философия, главный вопрос которой, по их мнению: что было раньше: яйцо или курица?

Такое настороженно-презрительно-брезгливое отношение к философии в нашем обществе не случайно. Еще Н.А. Бердяев в своей работе «Смысл творчества» подмечал, что «в философии есть что-то праздничное» [1, с. 269], что раздражает обывателей, как делового человека раздражал Маленький Принц. Но эта праздничность философии не имеет ничего общего с порханием стрекозы из известной басни И.А. Крылова. Философия — это праздничность чуда, которого не должно быть, а есть, которое живет вопреки всем законам природы, как Данко с вырванным из своей груди и высоко поднятым сердцем (мыслью, разумом) над головой. Не случайно философия началась с детского удивления человека тому, что «невозможно, а есть, началась с удивления не злу, не хаосу, а порядку, красоте, мышлению» [7, с. 27].

Но у философии, у этого праздничного чуда, есть свое условие – это ответственность, она серьезно обязывает, как сказал В.В. Бибихин: «Философия – это зеркало, в котором мы не хотим узнавать себя. Кто нам сказал, что можно жить легко? Философия трудна, но кто нам дал право жить так, как мы живем, мало о чем спрашивая, мало за что отвечая? Нам было бы, возможно, легче, спокойнее, видеть в философии явление культуры. Между тем, она обращена к нам с вопросом о правомерности нашего бездумного образа жизни. Философское безусловное «надо» гораздо более категоричнее, чем «надо» науки, религии, общественного правопорядка. Философское «надо» безусловно, оно обращено к каждому и всегда, а не к некоторым и в определенное время» [3, с. 103, 106, 114], поэтому «у Гераклита манеры Данте, Лютера, Льва Толстого. Он хочет не наставить, а заставить нас быть другими, чем мы были раньше» [3, с. 107]. Или как говорил М.Хайдеггер: «Мы ничего не можем сделать с философией, но она способна что-то сделать с нами» [2, с. 183].

Человек инстинктивно чувствует это и боится. Скука, высокомерно-ироническая усмешка, в которой автоматически кривятся губы человека, услыхавшего слово «философия» — это, своего рода, реакция самозащиты, когда человек, боясь встречи с самим собой настоящим, как страус прячет голову в песок. И в этом нежелании встречаться с философией проявляется ее – философии – правда, ведь, отторгая ее, человек интуитивно понимает, улавливает ее подлинное действие и силу, и отступает. В этом неприятии больше понимания, проникновенности в суть философии, чем, порой, у самих преподавателей, которые уже забыли для чего они стоят на своей кафедре, и их давно ничего не волнует и не страшит. Речь идет о том «страхе и трепете», который испытывал С. Кьеркегор, создавая свое одноименное произведение, которое испытывает актер, выходя на сцену, и зритель, входя в Театр или в Храм (что, впрочем, практически одно и то же).

Принято считать, что философ отгораживается, уходит от мира, «витает в облаках». Хороши облака! За это смертью платят… Философия обращена в мир, к людям. Этим философ отличается от других, каждый из которых стремится укрыться в свою «хату с краю», выгородить, выкроить свой собственный замкнутый мирок. Г.Х.Андерсен говорил, что под каждым листиком он находит свою сказку, каждая травинка ему рассказывает ее. То же самое происходит и с философией. Все в жизни говорит, свидетельствует о ней. «И камни возопиют». Как писал в средние века Гуго Сен-Викторский: «Философия разлита во всех человеческих действиях» [4, с. 303], употребляя слово «разлита», чтобы подчеркнуть проникновенность философии в каждый уголок нашей человеческой жизни.

Томас Гоббс, вслед за И. Златоустом, «приходил в трепет, когда размышлял о том, в каком отношении находятся люди, которые шли узким путем, к людям, которые шествовали путем пространным»[5, с. 517]. Как странно! Ведь мы привыкли думать, что люди, выбирающие узкий путь, делают это для своего собственного спасения. Трудно, но не совсем бескорыстно, все претерплю, потому что в конце ждет обещанная награда. А, оказывается, дело обстоит не совсем так, или, если быть точным, совсем не так. Здесь речь идет не о цели, а о смысле. Не для чего, а к кому? (даже не ради кого, чтобы не возвышаться над тем, к кому идешь своей жертвенностью, не одалживать его своим человеколюбием, дружбой. Просто иду навстречу (на-встречу), потому что такова моя потребность в Другом – Друге, придти к которому можно только вернувшись к себе (помните, как у барона Мюнхгаузена: «Нет, чтобы вернуть ее (жену Марту), надо вернуть себя. Я решил воскреснуть»). При этом совсем не оговаривается, что в конце ждет награда, неизвестно, ждет ли вообще кто-нибудь? Не об этом ли известный исторический анекдот про Конфуция, которому вослед глупец прокричал: «Вот человек, которому ничего не удается, а он все равно действует!» ?

Нужно учитывать, что ответственность за бездумное (безмысленно-бессмысленное, бесчувственное) существование философия серьезно спрашивает не только со студента, но и (в первую очередь) с самого преподавателя.

«Чем я обязан древним?» — спрашивал себя Ницше. Этот же вопрос, только переформулированный относительно философии (от лица которой говорит преподаватель), и студентов (к которым он общается) – преподаватель должен задавать сам себе.

Преподаватель часто упускает из виду, что на уроках философии он занимается не передачей знаний, согласованных с кафедральной и министерской программой; а «высказыванием вслух того, от чего отказаться нельзя» и посредством чего он приходит, возвращается к себе, свидетелем и участником этого (диалога, встречи с самим собой и с Другим – другом) и является студент.

Занимаясь философией, преподаватель нередко забывается, что является философом, а не мудрецом, то есть человеком ищущим мудрость, но еще не имеющим ее, собственно, поэтому он и называется философом (то есть человеком любящим мудрость).

Звание философа не означает, что этот человек знает обо всем или хотя бы о жизни больше других, и поэтому позволяет себе расхаживать с (до чего точна народная мудрость!) «умным видом болвана». Философия – это знание своего пути, который определен философией же, иначе говоря, любовью и стремлением самого человека к мудрости (исконное понимание философии: не как науки, которой занимаются в рабочее время за кафедрой или в кабинете, а как любви – пути к мудрости, по законам которой (согласно своей любви, своему стремлению к мудрости) живут – организуют всю свою жизнь. При этом речь не идет, конечно, о том, чтобы «носить в обыденной жизни колпак философа» [6, с. 24], поглядывая исподлобья на всех остальных. Философия – это не то, что отъединяет, возвышает над миром – а то, что со-единяет, вводит в мир – планету людей) — в то время как обыватель (каковым в разные моменты жизни бывает и человек, занимающийся философией) проживает свою жизнь как придется, от

«ничтожной причины к причине

и – глядишь, заплутался в пустыне

и своих же следов не найти»

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— как писал Вячеслав Ходасевич в одном из своих стихотворений со знаменательным названием «Зеркало», которым для человека и является философия как его само-сознание.

Проблема преподавания философии многогогранна, но о каком бы аспекте этой проблемы мы не говорили, необходимо понимать, что ее решение должно начинаться не с изучения набора педагогических методов и приемов, которые использует на своих лекциях и семинарах преподаватель, а с осознания (переосмысления) своего отношения к философии или, точнее, своих отношений с философией.

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества//Н.А. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.-607с.

2. Бибихин В.В. Узнай себя. СПб.: Наука, 1998.-577с.

3. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993.-416с.

4. Гоббс Т. О свободе и необходимости//Гоббс, Т. Избранные произведения в 2 тт., т.1. М.: Мысль, 1965.-584 с.-С.517.

5. Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион // Антология средневековой мысли в 2 т., т.1. — СПб.: РХГИ, 2002.-635 с.-С.303.

6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию //М.К. Мамардашвили. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.-368с.

7. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1999.-311с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

614

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке