Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему » Специфика игрового поведения детей младшего дошкольного возраста на этапе адаптации к дошкольной образовательной организации»

Аннотация. Игровое поведения детей дошкольного возраста проявляется в потребности в игре, инициативности, эмоциональном состоянии в ходе игровой деятельности, сюжете игр, игровые отношения со взрослыми и детьми, характере игровых действий. Специфика игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста на этапе адаптации к дошкольной образовательной организации состоит в неярко выраженной потребности в игре, частой смене эмоциональных состояний, в проигрывании неразвернутых, однообразных сюжетов, невысокой речевой активности, что определяется особенностями возраста.

Ключевые слова: адаптация, дети младшего дошкольного возраста, игровое поведение, игровые отношения, потребность в игре, сюжет игры.

Расширение сферы взаимодействия детей младшего дошкольного возраста при вхождении в новый институт социализации – детский сад, может быть связано с рядом трудностей адаптационного характера. Безопасное, комфортное вхождение ребенка в новый социум может быть обеспечено за счет максимального использования потенциала игровой деятельности. При этом следует отметить, что дети младшего дошкольного возраста имеют различный опыт игрового взаимодействия, включения в игровые отношения с детьми и взрослыми, возможность использования предметов-заместителей в игре. С целью определения специфики игрового поведения детей младшего дошкольного возраста на этапе адаптации к дошкольной образовательной организации мы использовали переработанную и дополненную нами методику Н.Ф. Комаровой [1].

В ходе наблюдения мы фиксировали следующие показатели игрового поведения: потребность в игре, инициативность; длительность игры; эмоциональное состояние в ходе игровой деятельности; сюжет игры; игровые отношения со взрослыми; игровые отношения с детьми; использование предметов-заместителей и воображаемых предметов в играх; характер игровых действий, речевая активность в процессе игровой деятельности. Исследование проводилось в младших группах детского сада. Средний возраст испытуемых составил 3,6 лет.

Результаты наблюдения фиксировались в протоколах. На основе анализа данных наблюдения мы попытались выявить особенности игрового поведения детей младшего дошкольного возраста на этапе адаптации к дошкольной образовательной организации.

Так, в ходе наблюдений, нами было установлено, что 24% детей имеют высокий уровень потребности в игре. Эти дети играли на протяжении всего времени пребывания в детском саду, охотно вступали во взаимодействие со взрослыми, сверстниками, проявляли активный интерес к новым играм и игрушкам, играли увлеченно, неохотно отрывались от игры в процессе режимных моментов. 76 % детей показали средний уровень потребности в игре.

В процессе наблюдений мы увидели, что потребность в игре неустойчива и зависит от различных факторов. Например, С. вошла в группу и молча села за стол. На предложение поиграть ответила отказом, при этом наблюдала за играющими детьми в группе. Позднее выяснилось, что С. расстроилась из-за того, что в группе еще не было ее подруги. Через некоторое время в группу вошла подруга С., и девочки увлеклись игрой.

Наблюдаемая группа детей была достаточна инициативна в игровой деятельности.

У 34,5 % детей в ходе игры проявляются положительные эмоции. Данная группа детей комфортно чувствует себя в условиях детского сада, легко приспосабливаются к новым требованиям, дети коммуникабельны, отзывчивы, бодры и жизнерадостны. У 62 % детей в процессе игры наблюдается неустойчивое эмоциональное состояние, у некоторых детей наблюдались негативные переживания, обусловленные различными социальными воздействиями: боязнь незнакомых людей, отделение от матери, страх перед доктором. Такие детские страхи расцениваются как нормативные, свойственные многим детям. Признаки упрямства, также характерные для этого возраста, иногда сопровождались криками, топаньем, слезами, драчливостью. Такое поведение ребенка часто наблюдалось в утренние часы – ребенок не хочет идти в группу, и вечерние часы – ребенок не хочет уходить домой. Также наблюдались вспышки агрессии, которая проявлялась, в основном, в конфликтах и ссорах с ровесниками, возникающими чаще всего из-за обладания игрушками.

Отрицательное эмоциональное состояние наблюдалось у небольшой части детей (3,4%). Проявлялось оно в излишней плаксивости, повышенной тревожности. Ребенок часто проявлял негативистическую демонстративность – направленность на привлечение к себе внимания окружающих. Дети, имеющие такую особенность, ведут себя манерно, демонстрируют утрированные эмоциональные реакции, стремясь обратить на себя внимание, получить одобрение. Причина такого поведения может крыться в недостаточном внимании со стороны родителей внимания, или, напротив в чрезмерной опеке и внимании, формирующих гипертрофированную потребность в эмоциональных контактах.

Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом игровые действия ребенка (крутит руль машины, готовит обед и т.д.) – одно из основных средств реализации сюжета. В младшем дошкольном возрасте преобладают бытовые сюжеты (игры в семью, детский сад). Характерным признаком игр детей младшего дошкольного возраста является ограниченность содержания, бедность сюжета. Содержание детских игр прямо связано со знаниями об окружающей действительности. Можно часто наблюдать, как младшие дети быстро теряют интерес к сюжету игры и переходят к другому, т.к. игра их не захватывает.

Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют с взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же – любимые.

Наблюдения показали, что 48,2 % детей всегда принимают инициативу взрослого в игре, с удовольствием включаются в игру, проявляют эмоциональную отзывчивость, любознательность. 51, 8 % детей принимают инициативу взрослого в зависимости от различных факторов: настроение ребенка, увлеченность какой-либо деятельностью, предпочтения в выборе игры, личные предпочтения.

Также мы отметили, что 27,5 % детей часто проявляют инициативу по отношению к взрослому, испытывают потребность в общении с взрослым, наблюдались ситуации, когда дети предпочитали именно взрослого в качестве игрового партнера. 41,4 % детей периодически проявляют инициативу по отношению к взрослому, это также зависит от некоторых факторов, наиболее распространенная ситуация – когда в группе к концу дня остается мало детей, и ребенку не хватает партнеров для игры. 31,1 % детей практически не проявляли инициативу по отношению к взрослым, предпочитая играть со сверстниками.

Наблюдения показали, что 44,8 % детей всегда принимают инициативу сверстников, 51,8% — иногда.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Большинство детей данного возраста (79,3%) самостоятельно используют предметы-заместители в играх, что, несомненно, является хорошим показателем для этого возраста; 20,7 % детей используют предметы-заместители с помощью взрослого. Воображаемые предметы самостоятельно использовали лишь 27,5 % детей, с помощью взрослого – 62,1 %, не использовали совсем – 10,4 % детей. Это обусловлено тем, что в младшем дошкольном возрасте воображение ребенка развито недостаточно.

В разнообразии игровых действий высокий уровень показали 34,5 % детей – куклу можно укладывать спать, кормить, лечить; машину – катать, нагружать кубиками, мыть и т.п.; средний уровень показали 58,6 % детей – действия с различными игрушками однообразны: куклу только укачивают, машина всегда едет и т.п.; низкий уровень показали 6,9 % детей – действия с одной или несколькими игрушками повторяются изо дня в день.

Таким образом, на основе наших наблюдений можно сделать следующие выводы:

  • потребность в игре у детей младшего дошкольного возраста невысока и определяется настроением ребенка, местом игры в режиме дня, особенностями взаимодействия со сверстниками;
  • у большинства детей в ходе игры отмечается частая смена эмоциональных состояний;
  • сюжеты игр неразвернутые, однообразные, либо отсутствуют совсем;
  • речевая активность в ходе игры невысокая, дети сопровождают игровые действия отдельными речевыми высказываниями или звуками;
  • большая часть детей самостоятельно использует предметы-заместители в играх, воображаемые предметы используют, в основном, с помощью взрослого.

Список использованных источников

1. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей / Методические рекомендации. – Нижний Новгород, 1992. – 21с.